Тренировочно-соревновательная деятельность спортсменов в аэробике

Научная статья
Автор: Вадим Альбертович Горбунов 

Скачать в формате pdf

 

Об авторе

Тренировочно-соревновательная деятельность спортсменов в аэробике     Горбунов Вадим Альбертович
   Регион: Иркутская область
   Член научно-методического совета Всероссийской федерации спортивной аэробики
   Заведующий кафедрой физического воспитания Иркутского государственного лингвистического университета (с 2002)
   Кандидат педагогических наук, доцент
   Отличник физической культуры и спорта
   Тренер высшей категории
   Судья республиканской категории
   Член Совета по физической культуре и спорту администрации Иркутской области
   Образование: Читинский государственный педагогический институт им. Н. Г. Чернышевского (1979)

 

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы управления спортивной подготовкой, освещается проблема контроля за соревновательной и тренировочной деятельностью квалифицированных спортсменов в рамках разработки технологии подготовки спортивного резерва в аэробике. На основе результатов многолетних исследований показана роль количественных и качественных показателей контроля в процессе управления соревновательной и тренировочной деятельностью спортсменов в аэробике.
Количественные критерии являются основой для анализа и уточнения составов и структур соревновательных упражнений. Результаты исследования могут быть использованы при проектировании и построении соревновательных программ с учетом требований по составлению и оценке их содержания.
Ключевые слова: аэробная гимнастика, контроль, тренировочная и соревновательная деятельность.

Введение

Эффективное выполнение любой целенаправленной деятельности неосуществимо без наличия таких компонентов управления, как планирование (проектирование) и контроль.
Контроль рассматривают в качестве одного из важнейших компонентов системы управления спортивной подготовкой. Обследование тренировочно-соревновательной деятельности (ОТСД) позволяет выявить степень влияния состава и структуры соревновательного упражнения на успешность собственно соревновательной деятельности спортсмена [6].

Подробный анализ параметров тренировочных нагрузок, показателей физической нагрузки соревновательных упражнений позволяет уточнить и конкретизировать общую направленность соревновательной деятельности, характеризующуюся в настоящее время наличием возрастания интенсивности воздействий, отмечаемых при выполнении соревновательных упражнений аэробной гимнастики [5].

 

Методика и организация исследования

Один из методических подходов, используемый при диагностике подготовленности спортсмена к реализации своего двигательного потенциала, основывается на контроле за физической нагрузкой спортсменов по показателям, характеризующим интенсивность выполнения соревновательной программы (длительность частей программы высокой и низкой интенсивности), расположение элементов сложности в соревновательной программе и физиологической нагрузке (ЧСС в начале и в конце выполнения соревновательного упражнения).

В лонгитудинальных исследованиях (с 2004 года и по настоящее время), проводящихся на этапе специализированной подготовки, принимают участие спортсмены различных возрастно-квалификационных групп (юноши 12-14 и юниоры 15-17 лет) из городов Иркутска и С.-Петербурга, специализирующиеся в индивидуальных (ИЖ, ИМ), парных (СП) и групповых (ТР, ГР) упражнениях, являющиеся, на последний год исследований, членами молодежной сборной команды России по аэробной гимнастике (всего КМС - 6 человек, МС - 3 человека).

Результаты и их обсуждение

Исследование закономерностей распределения в соревновательных программах периодов работы высокой (High impact) и низкой (Low impact) интенсивности указывает в большинстве случаев на попеременное чередование данных фаз, а в отдельных случаях - и на наличие сдвоенных фаз работы высокой интенсивности. При этом длительность фаз низкой интенсивности в соревновательных программах спортсменов более низкой квалификации является, как правило, сравнительно большей.

Нами анализируются и сопоставляются показатели физической нагрузки, отмеченные при выполнении индивидуальных соревновательных программ участниками чемпионата мира по спортивной аэробике 2006 года (юноши -12-14 лет, юниоры - 15-17 лет, взрослые - 18 лет и старше).

Значения показателей фаз высокой (High impact) и низкой (Low impact) интенсивности, выявленные в результате анализа соревновательных композиций каждой возрастно-квалификационной группы спортсменов, находятся в следующих пределах: а) периоды высокой интенсивности - 71,2-74,4% - юноши; б7,7—71,53% - юниоры; 70,2-бб,5% - взрослые спортсмены; б) периоды низкой интенсивности - 2б,8-29,05% - юноши; 28,4б-32,3% -юниоры; 28,75-33,45% - взрослые спортсмены.

При разработке модельных характеристик конкурентоспособной соревновательной композиции спортсменов высокой квалификации учитывается, что меньшее значение периодов низкой интенсивности соответствует более высокому темпу исполнения соревновательного упражнения.

С учетом выявленных характеристик нами были спроектированы и реализованы соревновательные программы членов молодежной сборной команды России по спортивной аэробике.

Анализ содержания индивидуальных соревновательных программ позволил определить их составляющие. Выявлено, что большую часть времени всей программы занимают базовые шаги и их разновидности - 60,2±5 с, на переходы и малую акробатику приходится 19±3,7 с, на элементы сложности - 18,6±2,2 с. Незначительная часть времени почти равномерно распределена между другими составляющими: прыжки оформления - 2,05 с; танцевальные движения и сюжетные элементы - 3,19 с. Таким образом, основное содержание соревновательных композиций в аэробной гимнастике составляет хореография программы.

Поскольку соревновательные упражнения в спортивной аэробике несут в себе не только спортивное, но и эстетическое начало, их построение должно отвечать требованиям судейства артистичности и подчинено эстетическим закономерностям. При комплексной оценке соревновательных программ информативными факторами воздействий наряду с показателями сложности и разнообразия двигательных действий являются критерии артистичности [3].

Для определения степени соответствия соревновательных программ требованиям артистичности вычисляются относительные отклонения показателей упражнений от модельных:
- содержание комбинаций аэробных движений, элементов сложности, переходов, соединений и подъемов (пирамид): сбалансированность, разнообразие, творчество, оригинальность (новизна), использование трех уровней пространства;
- комбинации аэробных связок (движений руками и ногами): высокий уровень координации и сложности комбинаций аэробных шагов;
- использование соревновательной площадки: передвижение во всех направлениях в течение всего исполнения, использование трех уровней пространства;
- представление программы и единство действий (партнерство): четкость и законченность движений, энергетика и динамизм, естественность и уверенность в себе, товарищество и спортивность;
- практическое использование музыки: индивидуальность, стиль, соответствие.

Процентное соотношение времени выполнения движений, относящихся к разделу «хореография», соревновательной композиции и элементов сложности в среднем составляет 81,9 и 18,1% соответственно.

Высокий уровень техники исполнения упражнений вносит большой вклад в оценку за артистичность выступлений. Так, результаты однофакторного дисперсионного анализа показали достоверное влияние уровня техники исполнения на артистичность независимо от ранга соревнований (29-35% при Р<0,05). Достоверным является влияние на оценку за артистичность уровня техники исполнения элементов группы «С» - прыжки (28% при Р<0,05) и базовых шагов (43% при Р<0,05). Таким образом, при постановке соревновательных упражнений необходимо учитывать уровень исполнения элементов сложности, базовых шагов и их разновидностей.

По результатам корреляции и дисперсионного анализа определены факторы, достоверно влияющие на оценку артистичности. Эти факторы составили группу средств выразительности в спортивной аэробике. К ним относятся (в порядке увеличения значимости): элементы высшей сложности; движения руками; прыжки оформления; танцевальные движения; акцентные точки; переходы; темп исполнения; переходы и соединения; музыкальное соответствие; свободное оформление; движение головой. Влияние изученных факторов составляет 13-38%.

Выявлено, что совместное влияние уровня техники исполнения и количество выразительных дополнительных движений на критерий артистичности составляет от 23 до 54% при Р<0,05. Это свидетельствует о закономерности влияния на оценку за артистичность качества исполнения и количества выразительных движений, используемых в композиции.

При построении, анализе и коррекции индивидуальных соревновательных программ в спортивной аэробике необходимо использовать все структурные группы элементов: базовые шаги аэробики (базовая хореография); прыжки; свободные падения; равновесия; повороты; элементы малой акробатики; упоры; отжимания; круги ногами и перемахи; элементы гибкости; выразительные средства; элементарные движения (связующие элементы). В каждой группе возможно применение различных вариантов выполнения элементов соревновательных упражнений в зависимости от подготовленности и индивидуальности спортсмена. Применение средств выразительности эффективно только при высоком уровне исполнения элементов сложности и базовых аэробных шагов [4].

Для определения взаимосвязи между оценкой за артистичность и качеством исполнения соревновательных программ фиксировались ошибки в технике исполнения элементов сложности, базовых аэробных шагов и их сбавки. Все сбавки за ошибки были распределены на группы: в технике исполнения элементов группы сложности; в технике исполнения движений по базовой хореографии и общая сумма.

В результате корреляционного анализа выявлены достоверные взаимосвязи - от средней (сбавки по группе «В» - г = 0,33, группе «С» - г = 0,48) до высокой (сбавки по хореографии - г = 0,74 и сумма сбавок г = 0,71).

Таким образом, при составлении и коррекции упражнений можно ориентироваться на выявленные количественные показатели содержания композиции соревновательных программ.

При составлении и последующей коррекции соревновательных упражнений, учитывая уровень исполнения элементов сложности, базовых шагов и их разновидностей, необходимо равномерное распределение сложных элементов в композиции. При высоком уровне подготовленности элементы высшей сложности лучше выполнять в конце упражнения для создания впечатления у судей и зрителей.

Расхождения, характерные для средних и максимальных относительных отклонений показателей от заданных, зарегистрированы на разных соревнованиях в неодинаковых пределах. Выявлено, что структура соревновательных упражнений в некоторых случаях не соответствует совершенным модельным характеристикам программ высокого класса. Это, как следует полагать, связано с «рассогласованием» параметров прогнозируемого, моделируемого, планируемого состояния спортсмена и параметров его состояния в конкретной ситуации.

Сравнительное изучение факторов воздействий, характерных для подготовительного и соревновательного этапов годичного цикла тренировки, указывает на то, что положительная динамика некоторых показателей обследования соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов связана прежде всего со значительным (на 34,2%) возрастанием объема «собственно специально-подготовительных» упражнений и в то же время существенным снижением (на 62,5%) объема общеподготовительных упражнений [1].

Анализ результатов обследования тренировочно-соревновательной деятельности указывает на то, что для партнерских групп (пар, троек, шестерок), успешно выступающих на соревнованиях, характерна одинаковая степень воздействия на них их собственно соревновательной деятельности, их взаимодействий [2].

Так, у всех спортсменок в групповых упражнениях при выполнении соревновательных упражнений практически не отличаются величины таких показателей физической нагрузки, как: интенсивность движений; количество комбинаций аэробных движений (движений руками и ногами); построений (фигур), переходов (использование соревновательной площадки).

На основании результатов ОСД, полученных при выполнении групповых упражнений на чемпионатах и первенствах России, были рассчитаны корреляционные матрицы исследуемых показателей. Анализ совокупности данных матриц указывает на наличие эквивалентного комплекса, включающего следующие признаки качества исполнения соревновательных упражнений:
- количество элементов, исполненных с ошибками;
- надежность выполнения композиции;
- вероятность безошибочной работы;
- интенсивность ошибок.

Показано, что статистически достоверные взаимосвязи между этими признаками отмечаются в 25% случаев при Р<0,05. В то же время анализ данной совокупности матриц корреляций указывает на то, что места, занимаемые спортсменами в соревнованиях (предварительных, финальных), связаны с определенными признаками выделенного эквивалентного комплекса (что указывает на их информативность). Причем статистически достоверные взаимосвязи отмечаются у групп в 17% случаев при Р < 0,01 (в остальных случаях - Р > 0,05).

Таким образом, применение совокупности методических подходов и технологий контроля тренировочно-соревновательной деятельности позволяет давать достаточно разностороннюю оценку соревновательной деятельности спортсменов в аэробике.

Показано, что количественные критерии ОСД являются существенным признаком качества исполнения соревновательных упражнений. Преимущество количественного подхода обусловлено тем, что количественные характеристики являются основой для уточнения составов и структур соревновательных упражнений. Очевидна роль количественных и качественных показателей ОСД, соответствующих критериев, моделей, модельных харак-теристи, и в том числе прогностических информативных модельных характеристик, в процессе управления соревновательной и тренировочной деятельностью спортсменов в аэробике.

Литература

1. Горбунов В.А. Оптимизация тренировочного процесса юных спортсменов в аэробике на этапе специализированной подготовки / В.А. Горбунов // Материалы 5-й Все-рос. науч.-практ. конф. «Совершенствование физического воспитания и физкультурного образования в Сибири». -Иркутск, 19-20 октября 2006 г. - Ч. 2. - С. 24.
2. Горбунов В. А. Особенности интегральной индивидуальности спортсменов с разным уровнем спортивного мастерства / В.А. Горбунов, З.И. Бутаев, А.П. Вяткин, Н.М.Зайдуллин // Материалы XI Международного научного конгресса по биоэлектрографии «Наука. Информация. Сознание». 7-9 июля 2007 г., С.-Петербург. - С. 93-96.
3. Крючек Е. С. Тенденции развития аэробики как вида спорта / Е.С. Крючек // Актуальные проблемы физического воспитания в профессиональной подготовке студентов высшей школы: Материалы 49-й межвуз. науч.-метод. конф. по физ. воспитанию студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга / Е.С. Крючек - СПб.: СПбГМТУ, 2000. - С. 238-239.
4. Поздеева Е. А. Моделирование оценки исполнительского мастерства спортсменов старших разрядов в спортивной аэробике / Е.А.Поздеева // Омский научный вестник. - 2006. - № 5 (39). - С. 250-253.
5. Сомкин А. А. Спортивная аэробика. Классификация упражнений и основные компоненты подготовки высококвалифицированных спортсменов / А.А. Сомкин: Монография. - СПб.: Петрополис, 2001. - 222 с.
6. Тихомиров А. К. Проблема интегративного контроля в спорте / А.К.Тихомиров: Монография. - МГАФК. -2005. - 373 с.1